Понедельник, 15.10.2018, 12:54
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новости
горячая линия
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Подготовка к написанию итогового сочинения.

 

Подготовка к написанию итогового сочинения.

 

Учитель русского языка и литературы МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1» Овчинникова Ольга Николаевна.

 
Начиная с 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российские школы вернулось сочинение. Соответствующее поручение президент РФ Владимир Путин дал правительству в декабре 2013 года.  Данное решение принято с целью реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
«Если говорить о целях, которые преследует итоговое сочинение, то это проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки», - сказал министр образования и науки РФ Д.В. Ливанов.
Цели и задачи, поставленные перед введением экзамена, исходили из того, что сочинение должно быть мотивацией к изучению литературы, оно должно прививать любовь к чтению, способствовать развитию умения грамотно излагать свои мысли и выражать позицию читателя-ученика.
Мы, учителя литературы, поддерживаем мнение Президента о возвращении сочинения в качестве письменной экзаменационной работы. Мы понимаем, что без умения правильно, грамотно и логично выражать свои мысли сложно добиться успеха в жизни и карьере. Сочинение раскрывает творческие способности и показывает насколько развито логическое и аналитическое мышление учащихся.
Наряду с положительными моментами, возникают и проблемные вопросы, требующие систематизированного подхода к экзаменационному сочинению. Так вот, для качественной и последовательной подготовки учащихся необходимо увеличение часов изучения литературы в школе, начиная уже с пятого класса. Сегодня при определенном базовом плане этого недостаточно, чтобы сформировать необходимые навыки для написания итогового сочинения. Мы все понимаем, что «Москва не сразу строилась…». Анализируя опыт прошлого года, опираясь на рекомендации коллег, мы выстраиваем собственный план подготовки выпускников общеобразовательной школы.
В своей работе на уроках развития речи по русскому языку и литературе я больше внимания уделяю систематической работе с текстовой информацией, что обеспечивает формирование коммуникативной компетентности учащихся. На таком уроке «погружаясь в текст», ученики стараются грамотно его интерпретировать, выделять разные виды информации и осознавать оригинальность авторской позиции, заявленной в тексте.

Необходимо на уроках проводить такие продуктивные виды чтения, как, например, поисковое с ориентацией на отбор нужной информации, исследовательское, систематически совершенствуя гуманитарные навыки работы обучающихся со справочной, литературоведческой и лингвистической литературой.

Готовясь к урокам литературы, я использую возможности информационных технологий для подбора дидактического материала: портреты писателей, героев произведений, музыку, репродукции картин, видеодокументы, презентации. Эти материалы отражают главные характеристики историко-культурной эпохи произведений. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству Тютчева, Фета, Есенина. Приходят на помощь и диски с записями фильмов, экранизация художественных произведений. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Позже на уроке их обсуждение выливается в дискуссию: что интереснее передает содержание произведения фильм или текст. С удовольствием посмотрели фильм «Герой нашего времени» и обсудили игру артистов. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомиться с театральными постановками великих драматургов.

В работе над сочинением предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет: поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления; создание мультимедийной презентации по определённой теме; подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.  Я предпочитаю работу в содружестве – «учитель – ученик»: доклад ученика и презентация учителя или наоборот, рассказ учителя и презентация ученика. Часто учащиеся находят готовые презентации к урокам в Интернете, и мы используем их на уроках.

Использование информационных технологий стимулирует интерес учащихся к самостоятельному решению проблем, к собственному приобретению знаний, которые могут использоваться в жизни, способствует формированию ключевых компетенций учащихся; реализуются принципы личностно - ориентированного обучения; повышается мотивация к изучению литературы.

В этом учебном году выпускникам школ предлагают для подготовки к итоговому сочинению такие направления:

Время. Сочинение по теме этого направления подразумевает в себе осмысление понятий человеком времени, его восприятие в разные времена и рассуждения на тему истории человечества, этапов развития общества в разные поколения и эпохи.

Дом. Направление, в котором экзаменуемый должен будет описать свое понимание значения слова «дом» и отношение к нему с точки зрения того, что это является важнейшей ценностью бытия, соединяющее в себе прошлое и настоящие. Данное направление имеет многозначное значение, на основании которого требуется изложить свои мысли относительно взаимоотношения материальной и духовной составляющей человека.

Любовь. Данная тема предлагает школьнику рассуждать на тему любви с разных углов, будь то любовь родителей к своим детям, отношения между людьми, а также о любви человека к природе и к своей Родине. В данной теме от экзаменуемого требуется описать любовь как нечто высокое и облагораживающее, позволяющее человеку возвыситься над привычной суетой.

Путь. Самое широкое направление из всех представленных. В нем предлагается поразмышлять о как таковом понятии «путь», причем рассматривать его возможно с разных сторон: от впечатлений после дорожных приключений и заканчивая размышлениями об избранном человечеством пути развития и результатах, к которым этот путь приведет.

Год литературы в России. Направление, посвященное проводимому в России году литературы. Данное направление требует от выпускника наличия определенного кругозора и способности рассуждать о большой литературе как величайшем культурном феномене.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: VSOSH-SERPUHOV (03.03.2016)
Просмотров: 251 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]