Вторник, 19.06.2018, 15:42
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Новости
горячая линия
Поиск
Главная » Статьи » Мои статьи

Современные образовательные технологии на уроках истории и обществознания

Тарадин Владимир Александрович

учитель истории и обществознания МОУ ВСОШ № 1

 К выпускнику школы сегодня предъявляются серьезные требования: он должен уметь приобретать знания самостоятельно, работать с различными источниками информации, анализировать, обобщать, мыслить самостоятельно, быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни. В свою очередь и перед преподавателем стоит сложная задача: создать условия для формирования личности. Выпускник должен обладать рядом компетенций: исследовательской, социально – личностной, коммуникативной. Современные педагогические технологии позволяют реализовать компетентностный подход, выполняя социальный заказ общества на формирование у выпускника современной школы качеств, необходимых для успешной социализации. Появление компетентностного подхода – это потребность современной системы образования, которая обусловлена как всё большим распространением информационных технологий, так и общественной ситуацией. В «Концепции модернизации российского образования говорится: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Что такое «ключевые компетенции»? Ключевые компетенции – это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного информационного общества. Они приобретаются в результате успешного применения полученных в процессе обучения знаний и умений. В первую очередь, следует обратить внимание на отработку уровня сформированности общих учебных умений школьников. К числу таковых можно отнести умение работать с текстом. Актуальность подобной задачи еще более возрастает в связи со вступлением России в международные обследования школьников Р1SА и Т1ММS, которые выявили серьезные проблемы у наших детей именно в плане восприятия, понимания и интерпретации текста. Оказывается, что подрастающее поколение некогда самой читающей страны в мире элементарно не умеет читать текст. Утрачены простейшие вещи: умение найти и выделить главную мысль в тексте, разделить текст на смысловые абзацы и озаглавить их, т.е. составить простой план, утрачено умение разработки развернутых и тезисных планов. Поэтому необходимо вести работу по восстановлению данных умений: отделять в текстовом фрагменте факты и мнения, выделять в тексте объективную информацию и ее субъективную интерпретацию, а также умения высказывать оценочные суждения, приводить аргументы. 1. Технология, развивающая критическое мышление. Важным моментом является применение на уроках различных приемов работы с основным текстом учебника, то есть приемов критического анализа учебного текста. Способствует этим целям технология, развивающая критическое мышление, которая помогает формировать навыки работы с информацией. Данная технология используется с 1997 года. Предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности. Это целостная система, формирующая навыки работы с информацией. Критическое мышление – мышление оценочное, рефлексивное, это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный опыт. Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, необходимо знакомить учащихся с иными способами работы с источниками. В рамках указанной технологии выделяются следующие этапы урока: 1. вызов: нужно заинтересовать детей, создать ассоциации по изучаемому вопросу, мотивировать его, используется прием: игра в ассоциации – «Какие ассоциации у вас вызывает…?», - «Какие ассоциации связаны с …?», - «Что вы знаете о..?»; 2. осмысление: ученик должен воспринять информацию, усвоить ее. На данной стадии используются следующие приемы: - заполнение маркировочной таблицы - Совпало с моими представлениями Новое содержание. Что не совпало с моими представлениями Вызвало непонимание = + - ? - графические организаторы текста, Виды графических организаторов текста. Кластер – (англ.) – кисть, пучок, гроздь, скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала. Подготовка кластера: 1. прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые блоки (части), 2. обдумать формулировки смысловых блоков и записать их на листе бумаги в прямоугольных рамках, 3. на основе текста учебника вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам, 4. попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками, 5. на основе других источников дополнить кластер новыми «веточками» - сведениями, отсутствующими в учебнике, но необходимыми для представления данной проблемы. Методологические условия представления учебной информации в кластере: 1.панорамный характер текста, описательный или объяснительный стиль текста (факт – явление, факт – процесс). Например: «Предпосылки зарождения государства у восточных славян», «Древнейшие цивилизации», «Культура и быт XIV – XVI веков», 2. Оценочный или обобщающий вывод, вынесенный в название параграфа в качестве исходного пункта рассуждения авторов об историческом факте. Например: «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Распад государства Русь», «Собирание русских земель во второй половине XIV века. 3. Многоплановость развития исторического сюжета, сложность и разнообразие связей, объединяющих разные аспекты прошлого и исторических деятелей. Например: «Русь между Востоком и Западом», «Нашествие иноплеменников». Фишбоун – fishbone(англ.) – рыбий скелет. В «голове» этого скелета обозначается проблема, которой посвящена работа с текстом. Информация, представленная в виде фишбоуна, более наглядна, четко структурирована, привлекает внимание учащихся к вопросам о полноте и объективности источника. Составление фишбоуна: 1. На верхних «косточках» фишбоуна отметить причины того или иного события, а на нижних – указать соответствующие им следствия. 2. Или в верхней части «рыбьего скелета» указать экономические причины, а в нижней части – связанные с ними социально - политические факторы. 3. или в одной части фишбоуна поместить выписанные их учебника главные факты темы, а в другой - самостоятельно оценить их значение. Условия представления учебной информации в фишбоуне: 1. панорамный характер текста, описательный или объяснительный стиль текста, 2. наличие исторической проблемы или источника большой информации. Детонатный граф – detono(лат.) – обозначаю, grapho(греч.) – пишу. Детонатный граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Составление детонатного графа: 1. Выделение в тексте ключевого слова или словосочетания. 2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно слово существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его точному существенному признаку). 3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак – - глаголы, обозначающие цель: направлять, предполагать, приводить, давать, - глаголы, обозначающие процесс достижения результата: достигать, осуществляться, - глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата: основываться, опираться, базироваться, - глаголы – связки, с помощью которых осуществляется выход на определенные понятия. 4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – «веточки». 5. Соотнесение каждого слова – «веточки» с ключевым словом для исключения, каких – либо несоответствий, противоречий и т. д.. Условия представления учебной информации в детонатном графе: 1. сюжеты, связанные с внешней политикой, социальными движениями, религиозными учениями, 2. характеристика культуры какого – либо периода. Например: «Особенности Византийской культуры», «Культура эллинизма», «Протестантизм». - работа по анализу документа, Анализ исторических источников. Задания на работу с источником встречаются во всех трех частях ЕГЭ, но сложность этих заданий возрастает от одной части к другой. От заданий на атрибуцию исторического документа, до разъяснения сущности проблемы, заданной в источнике, анализа позиций автора, рассмотрения версий и интерпретации событий. То есть ученик должен определить автора источника, время, место создания документа или время, исторический термин, имя исторического деятеля, о котором идет речь в данном отрывке, охарактеризовать приведенную в источнике проблему. Для формирования навыков работы с историческим источником приведем алгоритм, в который включим вопросы, необходимые для полного анализа исторического документа в учебных целях: 1) вопросы на атрибуцию (паспортизацию) исторического документа; 2) направленные на понимание проблемы, которая поднимается автором документа; 3) предполагающие формулирование отношения автора документа к поднятой им проблеме; 4) предполагающие формулирование других, отличных от авторской, позиций по отношению к поднятой в документе проблеме; 5} предполагающие конкретизацию или аргументацию авторской позиции на основе документа, либо объяснение каких-либо положений, содержащихся в отрывке; 6) предполагающие конкретизацию или аргументацию позиций, отличных от авторской; в данном случае, как правило, при ответе учащиеся будут опираться на свои контекстные знания, а не на содержа-ние документа; 7) призванные «вписать» рассмотренную в тексте (или связанную с ним) ситуацию в исторический контекст. Здесь уместны такие вопросы на применение учащимися контекстных знаний, как: «Каковы причины (последствия)...», «Каковы цели участников...», «На основе информации, приведенной в данном отрывке, укажите черты (какого-либо явления)...» ит.д, 8) представляющие собой критику источника; 9) проясняющие ценность исторического текста в изучении конкретной темы или в исследовании учебной проблемы. Работа с документом. Уровни анализа документа: 1.Паспортизация документа: - где и когда создан? - кто автор? - вид документа? 2.Историко – логический: - о чем говорится в тексте? 3.Аксиологический: - какие ценности заложены в содержании документа? 4.Критический: - объективная ли информация? - можно ли доверять этому документу? 5.Праксиологический: - как использовать документ в изучении истории? - чем он полезен? - анализ исторической ситуации; В текстах заданий ЕГЭ имеются задания - на анализ исторической ситуации. Ситуация - это сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. Анализ ситуации приходится проводить для того, чтобы научить школьников на основе выявленных фактов делать выводы. Для анализа всегда берется поворотная историческая ситуация, связанная с выбором дальнейшего пути развития. Этот выбор могут делать государство, общество или отдельные социальные группы, отдельные исторические деятели. И целью полноценного научного анализа поворотной исторической ситуации должно быть выяснение причин данного выбора. На уроках нужно заниматься формированием у учащихся умений анализировать ситуации и делать выводы на основе этого анализа. Атрибуты исторической ситуации, которые нужно выделить для ее анализа: - время действия ситуации (хронологические рамки, исторический период или год/месяц/день); - место действия (страна, регион, город/село); - событие или совокупность событий, определивших содержание конкретной ситуации; - люди, причастные к этой ситуации как участники или очевидцы событий/творцы или жертвы сложившихся обстоятельств/защитники или противники создавшегося положения; - материальные предметы, имевшие отношение к деятельности людей в данной ситуации как цель, средство или результат; - источники, в которых засвидетельствована данная ситуация и ее последствия, часто противоречащие друг другу и расходящиеся в изложении деталей и комментариев. - главный вопрос. Работу над формированием умения анализировать историческую ситуацию и делать выводы нужно начинать уже с VI класса. В VII и более старших классах задания выполняются на уроке или дома, а затем проводится их анализ. Пример. Рассмотрите историческую ситуацию, связанную с работой Уложенной комиссии, ответьте на главный вопрос: почему результаты работы комиссии оказались столь ничтожны? А. Укажите время действия – 1767 год. Б. Укажите место принятия решения – Москва. В. Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией: - огромное количество указов и устаревшее Соборное уложение 1649 года, - неудачная попытка составления нового уложения при Петре I, - политика Екатерины в духе просвещенного абсолютизма, - реформаторская деятельность Екатерины. Г. Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации: - депутаты от дворян, представители торгово – ремесленного населения, государственные крестьяне, казаки, нерусские народы, кроме крепостных. Д. Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть: - Наказ императрицы Екатерины II, - наказы от избирателей: * дворян – о земле, жаловании, побегах крепостных, конкуренции с купцами в предпринимательской деятельности, * горожан - об исключительном праве занятий торговлей и предпринимательством, недовольство торгово – промышленной деятельностью крестьян, * крестьяне – жалобы на недостаток земель, их захват дворянами и посадскими жителями, заводчиками, * нерусские народы – тяготы и повинности. Главный вопрос: почему результаты работы комиссии оказались столь ничтожны? В ходе работы Комиссии сразу же выявились непримиримые противоречия между сословиями. Дворянство требовало ужесточить сыск беглых крестьян и жаловалось на торговую конкуренцию со стороны купцов и предпринимателей. Депутаты городов рассматривали сферу торговли как исключительное право городских слоев, в первую очередь купечества. Крестьяне, депутаты от народов России жаловались на переход в частные руки государственных земель, на нехватку земель для собственного пользования. Во время работы Комиссии и обсуждения наказов прозвучало требование ликвидации крепостного права, что вызвало резкую отповедь дворянства. Страсти накалялись. Особенно это стало очевидным, когда Комиссия перешла к обсуждению самих статей будущего свода законов. Работа затягивалась. В конце 1768 года Уложенная комиссия была распущена, поскольку не выполнила своей задачи. Екатерина убедилась в неосуществимости выработки нового Уложения. Критики Уложенной комиссии правы в одном — она не выполнила главной своей задачи, не составила нового Уложения. Важный итог деятельности Уложенной комиссии состоял в укреплении положения Екатерины на троне — после переворота и гибели супруга она остро нуждалась в опровержении репутации узурпатора власти. Поднесение императрице титула «Матери Отечества» являлось не чем иным, как общественным признанием ее прав на трон. Для упрочения своего положения на троне, подтверждения звания просвещенной монархини на троне Екатерине нужно было провести ряд реформ, чтобы укрепить государственное устройство, положение дворян и улучшить экономическое положение в стране. Желательно, чтобы ситуация была предельно проста, т.е. связана с событиями, которые произошли в определенный момент времени, в ситуации присутствовал конкретный исторический деятель. Что дает такая работа? Самостоятельно (с помощью учителя) проанализировав историческую ситуацию и сделав на этой основе теоретические выводы, учащиеся лучше усвоят и факты, выделенные ими в ходе анализа, и выводы. Это вполне объяснимо: ведь лучше всего мы запоминаем именно то, что связано с нашей практической деятельностью. Но самое главное состоит в том, что, систематически проводя такую работу на уроках, мы формируем умение, необходимое не только для сдачи ЕГЭ, но и в повседневной жизни. 3. рефлексия: информация анализируется, творчески перерабатывается. На данной стадии происходит возврат к заданиям на стадии вызова. Здесь важно установление причинно – следственных связей, возможна работа по написанию эссе, организация дискуссий, круглых столов, а также составления таблицы толстых и тонких вопросов. Толстые вопросы требуют простого, односложного ответа. Тонкие – подробного, развернутого. Толстые вопросы: «Где? Когда? Кто? Что?» Тонкие вопросы: «Как вы думаете, почему?», «В чем состоят различия?», «Что было бы, если бы?». На этой стадии возможно составление синквейна – стихотворения из пяти строк. Правила написания синквейна. Синквейн – (от фр. «пять») – стихотворение из пяти строк. 1. Первая строка – тема называется одним словом (существительное). 2. Вторая строка – описание темы в двух словах (два прилагательных или два существительных). 3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (три глагола). 4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающих отношение к теме (может быть крылатое выражение). 5. Пятая строка – синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Примеры: Кутузов Умен, воинствен, Воевал, предвидел, побеждал, «Пришел Кутузов бить французов», Фельдмаршал. Бенкендорф Самовлюбленный и глупый, Командует, наблюдает, покровительствует, «Дети на полу, умный на диване», Генерал. Александр III Сила, твердость, бережливость, Укреплял, поддерживал, устанавливал, «Европа подождет, пока русский царь рыбу ловит», Царь – миротворец. Как написать эссе. Эссе – «проба пера, попытка, набросок». Это прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем - либо. Стиль эссе отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию. Композиция свободна, но это не предполагает ее полное отсутствие, последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений, связки между частями текста часто носят ассоциативный характер, отсюда много неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций, многоточий. Алгоритм написания эссе: - внимательно причтите тему, - определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза: скажите то же самое своими словами), - набросайте аргументы «за» или «против» данного высказывания. Если вы наберете аргументы и за и против, ваше эссе будет носить полемический характер, - для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта, - еще раз посмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства), - подумайте, какие еще литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым: сравнения, аналоги, эпитеты, - распределите подобранные аргументы (контраргументы) в последовательности – это будет ваш план, - придумайте вступление к рассуждению ( в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты), - изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили, - сформулируйте общий вывод работы, и если необходимо, отредактируйте ее. Редактирование предполагает проверку работы: - структура (есть ли логическая связь между частями эссе), - искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий), - единство стиля (определитесь, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот), - объем эссе (работа должна быть краткой, сократите все лишнее), - привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что – то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ). Последовательность, «скелет» работы: 1. Вступление (суть и обоснование темы). 2. Основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала). 3. Заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения). 2. Технология дебаты. Технология «Дебаты», «представляет собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств, способствующих эффективной деятельности в условиях современного общества. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, иными словами, тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества» Технология «Дебаты» базируется на основе следующих принципов: целостность, универсальность, вариативность, личностная ориентированность, самообразование и самообучение учащихся. В этой технологии учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств ученика, а учитель выступает как руководитель этого процесса. Технология «Дебаты» предполагает: – активное включение самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; – организацию совместной деятельности, партнёрских отношений обучающих и обучаемых; – обеспечение диалогичности общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний. Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать многие задачи, в числе которых можно указать следующие. Социализирующие – приобщение учащихся к нормам и ценностям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде. Воспитательные – дебаты позволяют вырабатывать самостоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы. Развивающие – дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогают выработать стиль публичного выступления, развивают навыки устной речи. Дебаты в учебном процессе выступают как форма целого урока и как элемент урока. Использование дебатов на различных этапах урока рекомендуется для реализации конкретных задач: актуализации знаний, организации самостоятельной работы учеников, обобщения, систематизации, закрепления учебного материала. Содержание и правила дебатов Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведётся по определённым правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, чтобы убедить члена жюри (судью) в своей правоте. Основное назначение дебатов – обучение приёмам дискуссии, развитие интеллектуальных, лингвистических, коммуникативных навыков, поиск истины и достижение консенсуса. В дебатах участвуют две команды из трёх человек – спикеров. Спикеры обсуждают заданную тему, при этом одна команда утверждает тезис (эту команду называют утверждающей), а другая (отрицающая) – его опровергает. Первый спикер утверждающей команды представляет тезис, приводит аргументы, второй усиливает утверждающую линию в споре, развивает доказательства, третий формулирует финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей стороны. Три спикера отрицающей команды выдвигают все возможные обоснованные аргументы, доказывая, что позиция оппонентов неверна. В некоторых видах дебатов участникам разрешается лишь произносить свои речи, в других же им даётся возможность участвовать в перекрёстных вопросах. Победа всецело зависит от мастерства команды: индивидуальные умения спикеров, коллективная работа, высокий класс игры приводит к успеху. Подготовка и проведение дебатов предполагает организацию работы в группах. Работа в группе позволяет учащимся приобрести ряд важнейших качеств, таких, как взаимопомощь, умение вырабатывать совместное решение, поиск компромиссов, способность аргументировано отстаивать свою точку зрения, толерантность к другим мнениям и позициям. Вместе с тем эффективность работы в группе, а также успех проведения дебатов во многом зависят от умения учителя организовывать групповую работу, грамотно формировать группы с учётом поставленных целей и задач. Таймкипер – это человек, который следит за соблюдением регламента и правил игры. Судьи оценивают каждый раунд, по ходу игры заполняют судейский протокол, в котором отмечают сильные и слабые стороны выступлений спикеров, фиксируют все аргументы и контраргументы команд. По окончании дебатов судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов. При этом они могут комментировать своё решение, обосновывая его. Команда, набравшая наибольшее количество голосов, побеждает. Судья имеет огромное воздействие на проведение дебатов, т.к. от его компетентности и непредвзятости зависит успешность проведения игры. Судья должен относиться к выступлениям спикеров критично, помогая участникам дебатов увидеть сильные и слабые стороны своей аргументации. Желательно, чтобы в роли судей побывало как можно больше учащихся. Именно в этом качестве они учатся слушать и слышать друг друга, анализировать один и тот же материал с разных сторон. Учитель и его роль в организации дебатов на уроке Эффективность использования дебатов в обучении во многом зависит от осознания учителем возможности и целесообразности их применения при изучении той или иной темы или проблемы. Во-первых, не всякая тема может стать предметом дискуссии; Во-вторых, учитель должен грамотно сформулировать тему и оказать помощь учащимся при подготовке к дебатам. Основные элементы дебатов Дебаты на уроках истории Классификация дебатов на уроках истории а) Проблемные дебаты – это дебаты, предусматривающие знакомство участников с историографическими концепциями. Они, как правило, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например, роль варягов в образовании Древнерусского государства, влияние монголо-татарского ига на историческое развитие Руси). б) Экспресс-дебаты по мини-проблемам – это дебаты, в которых фаза ориентации подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может быть успешно использован либо как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала, либо как форма активизации познавательной деятельности. Пример «Заинтересованность России в привлечении иностранного капитала». в) Дебаты могут выступать как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме, т.е. являться презентацией и осмыслением работы учащихся с учебной и научной литературой. Например, «Опричнина породила Смутное время». г) В форме дебатов могут проводиться повторительно-обобщающие уроки. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие темы: «Петровские реформы – прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной». Важным и необходимым шагом в деле применения дебатов на уроках истории является использование в процессе преподавания таких элементов дебатов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса. Выполняется это задание по следующей схеме: Я согласен с этой точкой зрения, так как Аргумент 1 --------------------­ Аргумент 2 --------------------­ Я не согласен с этой точкой зрения, так как Аргумент 1 ------------------­ Аргумент 2 ------------------­ Примерные темы дебатов в 10.11 классах 1. Война не женское дело. 2. Нэп – «золотое» время развития Советского государства. 3. Освоение целины решило проблему сельскохо­зяйственной продукции в стране. Итак, новые образовательные технологии, актуализирующие процесс становления критического мышления учеников, открывают широкие перспективы развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории, помогают ученику приобретать знания самостоятельно, работать с различными источниками информации, анализировать, обобщать, мыслить самостоятельно, быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Категория: Мои статьи | Добавил: VSOSH-SERPUHOV (22.09.2015)
Просмотров: 568 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]